В структуре расходов малого бизнеса на ИТ самые большие бюджеты забирает графа «Безопасность», она же показывает лучшую динамику по сравнению с прошлым периодом. Самыми востребованными оказываются «Офисные программы, редакторы». Да и расходы на них выросли втрое.
Малый бизнес реже оказывается в центре пристального внимания, чем крупный, что несправедливо, ведь это миллионы компаний со своими потребностями, которые должны быть изучены не хуже, чем нужды крупных предприятий. Более того, нужно понять логику смены приоритетов.
Мы провели опрос 600 руководителей компаний из сегмента МСБ со всей России, в котором просили оценить прошедший 2022 год.
Мы сравниваем его результаты с итогами предыдущего исследования, в котором выясняли картину за 2020 год.
Правомочность сравнения этих периодов определяется тем, что в обоих случаях многие компании неожиданно оказались перед необходимостью пересмотреть свою ИТ-архитектуру и обновить ИТ-систему.
Среди трендов цифровизации, которые влияют на малый бизнес, стоит отметить три: автоматизация, внедрение облачных технологий и, конечно же, безопасность. Вопрос импортонезависимости актуален в первую очередь для государственных и муниципальных организаций, но ситуация меняется. Все больше российских компаний переходит на российское программное обеспечение, так как разработчики действительно развивают свой продукт — как в сторону корректной работы с иностранным софтом, так и в сторону расширения функциональности и удобства интерфейса.
Пятерка самых востребованных цифровых сервисов и инструментов выглядит так (в скобках отражена динамика):
- почтовые сервисы (поднялись с третьего места на первое: в 2022 – 74%, в 2020 – 69%);
- офисные программы, редакторы (уступили первое место: в 2022 – 64%, в 2020 – 89%);
- банковские сервисы, ЭЦП (уступили второе место: в 2022 – 64%, в 2020 – 86%);
- облачные хранилища (поднялись с пятого места: в 2022 – 46%, в 2020 – 42%);
- безопасность (поднялась с последнего места: в 2022 – 44%, в 2020 – 7%).
Последний пункт, конечно, самый впечатляющий. Наконец-то компании массово задумались о киберзащите. Это неудивительно, учитывая, сколько инцидентов обсуждалось в информационном поле в 2022 году. Хорошо, что это не вызвало новой волны недоверия к облакам. Возможно, поддержку оказало наличие российских, а не зарубежных сервисов.
Бюджет на ИТ
Большинство российских предпринимателей тратят на IT меньше 100 тысяч рублей в год — об этом заявило 64% опрошенных. По сравнению с 2020 годом этот показатель уменьшился как минимум в 3 раза: тогда большинство респондентов заявляли, что они тратят в среднем от 300 до 500 тысяч рублей в год, а следующим ответом было — от 100 до 300 тысяч.
Это может быть обусловлено несколькими факторами. В 2020 году серьезно вкладываться в ИТ пришлось даже тем, кто не планировал цифровизацию. Просто пандемия заставила. В 2022-м во многих компаниях существовали работающие ИТ-системы, действовали закупленные лицензии, и вопрос их обновления для многих МСБ-компаний не стоял остро. Те же, кому нужно было срочно поменять ПО, шли по одному из двух путей. Первый — замена на скорую руку, почти что паника. Второй — сознательная пауза, тщательный выбор и отложенный спрос. Оба эти пути должны привести к тому, что затраты в 2023 году вырастут: в первом случае — из-за необходимости исправлять сделанное второпях, во втором — потому что вечно откладывать нельзя. Что случится на самом деле, узнаем из следующего опроса.
Как распределились остальные голоса этого года? На втором месте 24% предпринимателей, которые ответили, что тратят от 100 до 300 тысяч рублей в год, еще 10% опрошенных — от 300 до 500 тысяч рублей в год. Только 2% респондентов считают необходимыми затраты более чем 500 тысяч рублей.
Расходные статьи
На что компании расходовали свой ИТ-бюджет? При ответе на этот вопрос можно было выбрать несколько вариантов, так что сумма процентов не равна 100.
На первом и втором месте с небольшой разницей расположились «Банковские сервисы, ЭЦП» (56%) и «Безопасность» (54%). Они же были лидерами и в прошлый раз, только упоминали их значительно чаще — в 89% и 92% случаев соответственно.
А вот еще два популярных ответа 2020 года: «IP-телефония и виртуальные АТС» (92%) и «Системы по анализу финансов» (87%) — синхронно упали до 22%. Видимо, эти сервисы пока не заменяются и в основном требуют лишь поддержки. Кстати, статья расхода «Обслуживание и настройка программ» тоже снизилась с 79% до 46%, то есть больше чем в 1,5 раза.
Также снижение показывают «CRM и управление проектами» (с 64% до 28%), «Почтовые сервисы» (с 60% до 38%) и чуть менее значительно «Онлайн-встречи» (с 37% до 22%).
Но если все падает, то что-то должно и расти. Конечно: две статьи выросли.
Вариант «Облачные хранилища» выбирали в 1,4 раза чаще (50% против старых 36%).
«Офисные программы, редакторы» выросли втрое (с 17% до 52%). Это вполне соответствует неизменной востребованности инструментов производительности и активной работе по созданию новых цифровых рабочих мест.
Бюджеты свыше 100 000 рублей бизнесмены выделяют чаще всего на безопасность, облачные хранилища, обслуживание и настройку программ, банковские сервисы. По сравнению с прошлым опросом эти приоритеты не изменились. При этом вложения в CRM и офисные редакторы в среднем составляют 50 000 рублей. Все остальные траты на сервисы значительно ниже.
В качестве наиболее часто используемых почтовых сервисов предприниматели назвали Google, Yandex и Mail, среди банковских систем — «ПланФикс», Adesk, «Финтабло», Seeneco, среди офисных редакторов — WPS Office, «Р7-Офис», а самыми популярными облачными хранилищами оказались «Яндекс.Диск», «Google Диск» и Nextcloud.
Спасибо всем, кто принял участие в опросе! Ваши ответы помогут лучше ответить на потребности малого бизнеса в сфере цифровизации.